Немного поговорим о дефицитарности. Это серьезная проблема, влияющая на формирование человека. Дефицитарность (от лат. deficit) — это недостаток чего-либо, требуемого для нормального развития и функционирования. Когда человек не может удовлетворить свои потребности, возникают дефицитарные психологические состояния. Например, козлёнок находится в клетке, за которой сидит волк. От длительного стресса животное погибает. Точно так же и дефицитарное состояние расстраивает психическое состояние человека.
Рассмотрим некоторые подходы к данной проблеме.
Теория Абрахама Маслоу
Отсутствие удовлетворения низших базовых потребностей ведет к развитию дефицитарных состояний. Дефицитарные психологические состояния тесно связаны с неудовлетворением потребностей личности в семи основных уровнях, которые у Маслоу представлены пятью категориями: 1) физиология, то есть жажда, голод и т.д.; 2) потребности в безопасности, то есть комфорт, условия жизни; 3) социальные, то есть общение, привязанности, успех, рост по службе; 4) престижные, то есть самоуважение, признание, достижение успеха, роста; 5) духовные, то есть самовыражение, самоактуализация, самоидентификация.
Более подробно 7 уровней выглядят так:
1) Низшие, физиологические (голод, жажда).
2) Потребности в безопасности (уверенность, без страха).
3) Потребность в принадлежности и любви.
4) Потребность в уважении (одобрении, признании).
5) Познавательная потребность (знать, уметь, исследовать).
6) Эстетические потребности (гармония, порядок, простота).
7) Высшие потребности в самоактуализации, реализации своих целей, способностей, развития своей личности.
Теория Карла Роджерса
Карл Роджерс изучал нарушение конгруэнтности (конгруэнтность — это адекватность друг другу различных содержаний, например, боязни человека быть самим собой в любых ситуациях, страх перед самим собой и жизнью). Это нарушение реализуется и с помощью внутренних замешательств, и с помощью паники, напряжения, повышенной тревожности.
Неприятие и искажение опыта приводит к неконгруэнтности. А когда же человек становится сам собой, то начинает изменяться, и взаимоотношения наполняются смыслом и жизнью. В итоге Карл Роджерс пришел к выводу, что внутренняя сущность человека выражается в самооценке у маленьких детей. Эта самооценка бессознательна и представляет собой самоощущение, а не самооценку.
Теория Виктора Франкла
По Виктору Франклу (создатель логотерапии, узник концлагеря), изучавшему дефицитарные состояния при дефиците смысла в определенном периоде жизни человека, многие за цель, желание часто принимают модель чужого человека, а затем надевают её на себя. Но при этом не понимают, что нужно свои желания сверить с истинными ценностями. Или же не понимают, что надо со смыслом составлять желания, в противном случае это может привести к потере смысла. И, как мы изучали, по В. Франклу это приводит человека «к экзистенциальному вакууму».
Он писал, что:
1) Стремление человека к поиску и реализации смысла своей жизни – это врожденная мотивационная направленность человека, которая выступает основным двигателем поведения и развития личности.
2) Смысл находится в объективном мире: человек должен не выбрать или «изобрести» его, а найти путем реализации себя в жизни и деятельности.
3) Смысл жизни уникален для каждого человека. Человек может сделать свою жизнь осмысленной, реализуя 3 основных пути своего развития и ориентируясь на 3 группы ценностей:
– творческая деятельность;
– ценности, переживания, находящиеся в мире, которые человек включает в переживания ценностей;
– посредством позиции, занимаемой по отношению к судьбе и обстоятельствам своей жизни, которые он не может изменить (ценности отношения).
4) Объективный смысл требует от человека своего постоянного осуществления, что ведет к самоактуализации личности.
5) Человек свободен найти и реализовать смысл жизни, свободен взять на себя ответственность за свою судьбу, даже если свобода объективно ограничена обстоятельствами. Это возможно благодаря фундаментальным человеческим качествам:
– возможности выйти за предел самого себя – мысленный выход, направленный на что-то существующее извне;
– способности в любой ситуации подняться над собой и над ней, посмотреть на себя со стороны.
6) Для психологического здоровья личности необходимо определенное напряжение между человеком и объективным смыслом, локализованном во внешнем мире, который человек должен осуществить.
7) Смысла жизни вообще не существует. Есть конкретный смысл жизни данной личности, в данный момент.
В общем, авторы рассматривают характер и видимую в характере энергию. Энергии необходимо находить реализацию в различных потенциалах человека, развития и самоактуализации личности для поддержания состояния достаточности. Если же реализации нет, то вероятность возникновения и развития нервно-психических нарушений, неврозов, расстройств личности и т. д. весьма велика.
В психологии здоровья дефицитарность определяется как психологический феномен, связанный с переживаниями ограниченности (дефицита) внутриличностных ресурсов, имеющихся в поле доступа субъекта и необходимых ему для удовлетворения базовых потребностей, достижения поставленных целей и обеспечения собственного благополучия. И когда человеку недостаточно собственных ресурсов для постоянного поддержания здоровья, ибо они исчерпаны, тогда необходимы внешние способы поддержания.
При дефицитарности нарушается иерархичность и целостность психофизиологического и соматического состояния, наблюдается рассогласование в структуре личности, всё это способно привести к нарушению психического здоровья. Это обуславливается блокированием энергии (психоактивности) на определённом уровне, и, как результат, искажается оптимальный режим функционирования всех отдельных уровней и систем в целом.
Примеры этого: хроническая мышечная напряженность, фиксирование на болезненном ощущении, навязчивые деструктивные образы, повторяющиеся ночные кошмары, заниженная самооценка и неуверенность в себе, неадекватные ролевые стереотипы, поведенческие реакции в различных жизненных ситуациях: страх, утрата смысла жизни.
Подобные блокировки обусловлены нарушением оптимального распределения психической энергии на каждом из уровней и связаны с фрустрацией тех или иных базовых потребностей личности. Психическая энергия блокируется на том уровне, на котором первоначально проявилась определенная психологическая проблема, и удерживается в блокированном состоянии до тех пор, пока проблема не будет решена. Нарушения функционирования на одних уровнях, звеньях, приведут к появлению вторичных дисфункций на других уровнях.
Виды и характеристики дефицитарных состояний
1 вид — стресс. Стресс — это интегральный, глобальный ответ организма и личности на экстремальное воздействие (стрессоры) или на повышенную нагрузку в целях адаптации. Канадский ученый Ганс Селье подчеркивал адаптивную направленность стресса, отмечая, что стресс — это просто нервное напряжение (1978 г.). И в 1970 Р. Канн обозначал стресс как субъективное переживание от объективно испытываемой трудности.
2 и 3 виды – утомление и переутомление. Это закономерные процессы временного снижения работоспособности. Это нормальная реакция деятельности (Николай Левитов). Основным фактором, вызывающим утомление, является интегральная, интенсивная напряженность нагрузки (деятельности). Это и сама нагрузка, и распределение во времени, и постоянный ритмический характер нагрузки. Это и влияние эмоциональных факторов. Кроме того, и зависимость от общего и специального интеллектуального, физического развития, тренированности и т. д.
Далее, когда утомление накапливается, то, как говорил физиолог, академик Академии наук СССР Алексей Ухтомский: «остаточное утомление» приводит к качественно новому состоянию — «переутомлению». Если при утомлении возникают функциональные сдвиги, но при этом они быстро проходят, то при переутомлении возникают стойкие изменения (инертные). И если не принимать психологические меры, то в какой-то момент переутомление перерастает в невроз или гипертонию.
4 вид — напряжение. Напряжение — это психологическое состояние, обусловленное предвосхищением неблагоприятного развития событий, сопровождаемое ощущением общего дискомфорта и тревоги.
Повышенное напряжение снижает качество деятельности, ограничивает возможные виды поведения, уменьшает успешность деятельности, снижает энергетические ресурсы. По Дж. Древеру (1974), «чувство натяжения, напряжения, ощущение нарушения равновесия, готовность изменить поведение при встрече с каким-либо угрожающим фактором».
5 вид – фрустрация. Фрустрация — неприятное, напряженное, специфическое состояние. Оно возникает, когда на пути к достижению цели человек сталкивается с сопротивлением, препятствиями, которые или реально непреодолимы, или воспринимаются как непреодолимые. Это является поводом для многих психогенных заболеваний. За неудачей может последовать неуверенность, комплекс неполноценности и даже агрессивное поведение.
Швейцарский психиатр и педагог, основоположник аналитической психологии Карл Густав Юнг также занимался проблемой дефицитарности и отмечал следующее: «здоровье нарушается при отсутствии интегрированности разнонаправленных тенденций личности в согласованное целое».
Гордон Олпорт (разработчик теории черт личности) говорил о том, что дефицитарные состояния возникают, когда человек не реализует свое позитивное творческое намерение, стремление к росту и развивающее свойство личности, то есть природу человеческую (самость). Иррациональные (интуиция и ощущения) силы преобладают над мышлением и чувствами, являющимися функциями рациональными, поскольку решающее влияние на них оказывает момент размышления, рефлексии.
Зигмунд Фрейд (психоаналитик, психиатр и невролог) отмечал, что нарушение здоровья происходит из-за сдерживания, не находящего разрядки побуждения (особенно сексуального и агрессивного). Также Фрейд считал, что целью любого поведения человека является уменьшение напряжения, вызываемого неприятным для него скоплением энергии.
А Вильгельм Райх считал, что невроз – это дефицитарность, основанная на отсутствии сексуального удовлетворения.
Дефицитарность определяется как психологический феномен, связанный с переживаниями ограниченности (дефицита) внутриличностных ресурсов, имеющихся в поле доступа субъекта и необходимых ему для удовлетворения базовых потребностей. Ещё задолго до Абрахама Маслоу, Владимир Ильич Ленин писал: «Каждая удовлетворенная потребность порождает потребность более высокого порядка». Здесь главное - актуальность проблемы. Есть люди, которые безразличны к общению, следовательно, они не будут стремиться к коммуникациям. Если же человек чувствует себя защищённым, то отпадет потребность в защите, и удовлетворённая потребность потеряет свою актуальность. И поэтому нужно искать неудовлетворённые потребности и через них выйти на актуальные потребности.
1) Физиологические потребности.
2) Физиолого-психологические потребности.
3) Психолого-социальные потребности.
4) Интересы деятеля функционирующие.
5) Интересы деятеля развивающегося.
6) Стремление к культурно творческой деятельности.
У человека в процессе социализации создаются психологические защиты.