1. Главная
  2. Блог
  3. Полезные статьи
  4. Как контролировать свои эмоции?

Как контролировать свои эмоции?

21 апреля 2023
318


В жизни всегда есть место для счастья и огорчения, для радости и стресса, болезни и здоровья. В жизни всегда есть место эмоциям, стрессу! Всегда. Стресс — это жизнь, а жизнь это стресс. Эмоции это энергия и драйв.

В народе говорят, что "свинья не видит света солнца, потому что смотрит все время вниз в поисках еды. Петух же смотрит все время вверх из-за своей гордыни и под ногами землю не чувствует. Змея есть олицетворение злости, все время ползает и ждёт кого-то ужалить". Или же говорят, что деньги портят человека, хотя это совсем не так. Я считаю, деньги и власть просто чётко и быстро показывают сущность человека. 

А вот мы люди Человеки — можем всё: и вниз смотреть, и наверх, и по сторонам, и мыслить, и мечтать, и зарабатывать. И ещё Человек может справиться с любыми проблемами, если стремиться и работать над собой. Ведь проблемы даются сильным людям, чтобы они становились сильнее, мудрее, чтобы поднимались выше. А вот слабым даются трудности, чтобы падали быстрее. Проблемы, как солнце работает. То есть, то что должно сгнить, быстрее портится. А вот, то что должно расцвести, то при помощи солнца быстрее расцветает, приобретает красоту, свободу духа. Знания работают также, как солнце! Знающий человек, наученный человек, мыслящий человек, он свободен и мудр, он смелый  и добрый, он щедрый и спокойный, он гармоничный и здоровый!

Мы являемся безграничным генератором эмоций, энергии, которая находится там, где наше внимание. Поэтому, обращайте внимание на положительные дела, на хорошие качества. Мало общайтесь с плохими. Чаще общайтесь с хорошими. Что значит «хорошо» и «плохо»? Хорошо – это там, где есть энергия. Плохо – это энергия в дефиците. А если энергия в дефиците, то такой человек будет восполнять недостаток своей энергии через скандалы и истерики, крики и оскорбления, вменять окружению вину, стыд, обиду, неполноценность. Одним словом, будет создавать человеку неустойчивые эмоциональные качели, которые оставят после себя расшатанные нервы, депрессию и потерю вкуса жизни, слабость и неспособность концентрации на труде и многие другие отрицательные эффекты. Таким вампирам просто нужна энергия, которую им Космос не даёт. Не даёт из-за их зависти и злобы, глупости и неспособности развиваться, скупости и душевной бедности... 

Помните, что всё хорошее, добрые качества энергетически подпитываются! Энергия нужна для того, чтобы творить добро, добиться хорошего. Для злотворения энергию Космос не даёт. Зло господствует только потому, что люди не могут управлять своим вниманием.

Надо понимать, что "нет ни одного метода исцеления человека, психики, души, тела, который бы в своей основе не содержал коррекцию нарушенной системы отношений: к себе, к другим, к обществу, к миру, к высшим силам (если они представлены в отдельного субъекта)" (Цитата из книги АКТА Александрова).  Одни специалисты исследует роль и место в этом сюжете тех отношений, которые создаются внутри структуры сознания, проявляют себя в идеях, чувствах, поведении.

Другие в работе с клиентом исследуют личную жизнь (историю) человека, чётко выставляя те отношения, которые существуют у протогониста (главного героя) в контексте предъявленной проблемы. 

Это всё к чему я рассказываю? Потому что: 
  • Мишень лечения любого направления направлена на изменение отношений
  • Запрос клиента всегда прямо касается отношений, запутанных, искажённых
  • И всегда есть место эмоциям. 
И здесь эмоциональная система человека является одной из самых основных регулирующих систем, обеспечивающих активные формы жизнедеятельности организма. Так писал  П. Анохин.

Именно эмоции придают смысл и значение человеческому существованию. Поэтому и необходимо создавать, изучать, распространять, совершенствовать различные психологические техники, методы для гармоничного протекания эмоциональных реакций, для закаливания и тонизирование эмоциональной сферы, активизация эмоциональной сферы. Надо научиться расширять эмоциональное поле личности, развивать эмоциональную саморегуляцию!

Необходимо понимать для работы некоторые принципы:
  • Развитие Личности непрерывно и бесконечно
  • Развитие Личности непрерывно и бесконечно
  • Оно возможно лишь при условии активности самой Личности, способной исцелять и укрепить свою психику.
  • Методы, приёмы служат цели развития и совершенствования человека
  • Выбор методов упражнений, приёмов зависит от работоспособности человека или группы, стадии развития, эмоциональных особенностей, подлежащих коррекции.

У нас в голове постоянно строятся нейронные сети, как узоры на стекле во время мороза. Они разные, они красивые! И, к счастью, человек может сам регулировать, какой узор ему нужен. То есть, какую программу мне самому себе задать, чтобы жизнь была удивительна и прекрасна! Это свойство только Человека. Мы именно поэтому быстро эволюционируем. Поэтому нам необходимо, регулярно что-то делать, чтобы самому себя совершенствовать и повышать жизнестойкость. Это означает, что необходимо создавать новые навыки, программы саногенного качества, приводящие нас в покой, к здоровью и жизни на грани удовольствия. Вы можете сказать, что это невозможно, что не верите и т. д... Ничего страшного,  бывает, что не верят. Но вера пока и не обязательна. Надо просто повторять, чтобы в нашем подсознании запечатлелись именно те программы, которые вы хотите сами себе задать! 

Итак! Для контроля за своими эмоциями:
  1. "Моё чувство бесстрашия возрастает. Мой инстинкт страха пропадает." — проговаривать с каждым разом всё чётче и быстрее, доведя до автоматизма. Дело в том, что наше сознание терпеть не может повторяющиеся упражнения. А нам, как раз и надо вырвать из глубин нашей психики те отягощающие, болезнетворные, негативные программы, которые созданы нами самими и запечатлены нашими же мыслями, поступками, эмоциями ранее) 
  2. "Мои чувства и эмоции находятся под моим бдительным контролем." — никто не сможет запретить рождению эмоций. Они всё равно будут, они всё равно родятся в результате работы нашего мозга. И химия будет, и биохимия, гормональные изменения, физиологические процессы по иному будут протекать. Всё равно будет. Задача заключается в правильном переживании, контролю и осознанному сопровождению процессов развития эмоций. 
  3. "Я обладаю телом, но я не тело. Я люблю своё тело, я берегу своё тело, я сохраняю своё тело в бодром здравии. Но я не только тело" — без сомнения, тело важно, и выглядеть хорошо всеми хочется. Но полностью, до сумашествия, отождествляться с телом, по-моему, нельзя. Мы должны быть выше одного лишь тела. МЫ обладаем телом.
  4.  "Я обладаю чувствами, но я не чувства. Мои чувства красивы и изменчивы. Но я не только чувства".
  5. "Я обладаю интеллектом, но я не только интеллект. Мой интеллект хороший инструмент для достижения цели. Но я не только интеллект*.
  6. "Я играю роли, но я не роль".
  7. "Я веду деятельность, но я не деятельность".
  8. "Я центр чистого сознания! Из этого центра чистого сознания я управляю своим телом, чувствами, эмоциями, интеллектом, ролями, деятельностью".

Я РЕКОМЕНДУЮ НАЧАТЬ ПОВТОРЯТЬ, КАК МИНИМУМ С  3, 7 или 9 РАЗ. ЗАТЕМ ПОСТЕПЕННО УВЕЛИЧИВАЙТЕ ВАШИ УСИЛИЯ ПО ДОСТИЖЕНИЮ УСТОЙЧИВОГО РЕЗУЛЬТАТА. 

Я люблю работать по схемам:
А) 3; 6; 9; 18; 36; раз 
Б) 3; 7; 9; 11; 21; 77; 99; 101; 108

Настало время напомнить моим добрым читателям про то, что мы проходили на семинарах ранее. То есть, поговорим о трёх изнурителях-потрашителях, о кризисе, стрессах и о конфликте. У  меня  были мудрые Учителя, которые знали, что у сельского парня есть трудности с русским  языком и требовали выучить определение (мол, если поймёте определение, говорили они, то и материал весь поймёте. В определении всё уже написано). Этим опытом и воспользуемся. 

Кризис – события с неопределённым исходом и сопряжённые с опасностью потерь (Райтер и Штроцк). Бывают разные кризисы: ситуационный, кризис целостности (сложно прогнозируемый кризис, угроза целям или системе ценностей), полный кризис (крах, неудача, неспособность справиться с ситуацией) и т. д. Во время кризиса напряжение очень сильно возрастает, появляется чувство отчаянности и беспомощности.



Стресс! По Селье Г. в состоянии кризиса конфликта возникает стресс. Стресс – ответ организма на любое предъявляемое ему требование. Там, где действует стрессор (фактор его вызывающий), начинает наблюдаться общий адаптационный синдром (ОАС) – это усиление организма, чтобы приспособиться к изменившимся условиям за счёт включения выработанных в процессе эволюции специальных механизмов защиты. Они состоят в адаптации к возникшей трудности, какова бы она ни была. И по Г. Селье этот неспецифический синдром представляет собой морфологические и функциональные изменения.

Надо понимать, что целостное реагирование при стрессе наиболее часто осуществляется через психическую сферу или с её участием. А психическая адаптация представляет собой важный аспект общего адаптационного процесса. Стресс — это реакция на значимый раздражитель. А стрессовая реакция включает в себя сложные психофизиологические взаимоотношения психического и соматического!

Раздражитель, вызывающий стрессовую реакцию, становится стрессором в силу когнитивной интерпретации, то есть значения, который человек ему придаёт или из-за воздействия раздражителя на индивида через какой-то сенсорный или метаболический процесс, являющийся сам по себе стрессогенным. Эта интерпретация зависит от  личностных особенностей, социального статуса, внутренних установое, убеждений и т.д.
У многих людей стресс хронический может привести к дисфункциональным и патологическим нарушениям концевого органа. Но, стрессовая ситуация может быть и мотивирующей положительной силой, улучшающей субъективное качество жизни.

Итак! Стресс – это результат психологического состояния, при котором человек реально переживает или субъективно воспринимает вызовы своему эмоциональному или физическому благополучию, превышающие его конинг ресурсы или способности. (Shalev. 2009) Есть эустресс, который оказывает положительное влияние, мобилизует, улучшается внимание, реакция. Есть допустимый уровень стресса – сильный стресс, требующий полной мобилизации организма, с которым может справиться человек, имеющий достаточно личностных и социальных ресурсов.

А есть и ДИСТРЕСС, который разрушает, дезорганизует поведение человека, ухудшает протекание психических процессов и психофизиологических функций. 


Теперь про конфликт (от лат. – столкновение). Конфликт — это столкновение противоположно направленных целей, мнений, позиций, интересов, взглядов. Конфликт – наиболее острый способ разрушения противоречий. Конфликт – это отсутствие согласия между людьми, группой лиц и т.д. Конфликт – это очень энергоёмкий процесс. Интересно то, что энергия, которую мы тратим на разрушение и созидание одна и та же, но на разрушение тратим в 3 раза большее количество. Конфликт – это особое взаимодействие и обладает как деструктивной, так и конструктивной функциями.

Предмет конфликта – это и есть главная проблема, то есть то самое материальное, морально-нравственное, идеологическое, духовное «яблоко раздора», которое не даёт нам спокойно и радостно жить.

Некоторые причины возникновения конфликтов:
  • неадекватная самооценка (высокая или низкая)
  • патогенный стиль мышления
  • искажённое представление Картины Мира и следствия (результат искажённого понимания ситуации, и следствие заблуждения, а будет виноватыми считать других)
  • конкуренция (борьба за ресурсы, за положение, за признание, за «уважение», за «место под Солнцем»
  • различные – противоположные социальные роли в понимании человека
  • дискриминация. Часто бывает, что сами унижаем, зажимаем, дискриминируем, а когда с нами так поступают, то «не правы».

Вообще, считается, что Конфликт НЕ разрешён, если мы НЕ изменились. Конфликт – это очень энергоёмкое явление. Любой конфликт выделяет много энергии. Фактически Энергетический взрыв происходит. Поэтому, необходимо понять – в какую сторону исходит энергия конфликта, куда она течёт.

Итак, выяснили, что при кризисах, стрессах конфликтах выделяется особенно много энергии. А энергия, как Вы знаете, не обладает умом, сознанием и не слушается нашим желаниям. Нам надо научиться обуздать эту буйную энергию и заставить работать на наше благо. Это во время семинара освоим. Если энергия течёт вовнутрь – При этом человек ощущает дискомфорт без видимых причин. Рядом и явного врага-то нет, но внутри всё трясётся, как будто землетрясение. И это жуткое и неприятное внутреннее состояние. Конфликт внутренний.

Если же вовне, то в это время нам кажется, что мы хорошие, но вот нас обложили со всех сторон и окружили одни враги. Хотя, возможен вариант, что и реальный враг и есть, но он несправедливо к вам отнесётся. И когда в обеих направлениях. Сразу ощущается внутренний дискомфорт на фоне несправедливости к вам. Здесь надо измениться, иначе конфликт не разрешить. 

Вот и получается, что мы разучились  управлять энергиями, эмоциями, своими мыслями, своим вечно блуждающим умом, своим телом, своей энергией, информацией. Мои семинары направлены на работу с этим, для осознания и принятия адекватных мер. А при неосознанном же существовании и реагировании по патогенной привычке, всё превращается в стресс: и дети, и женитьба, и холостяцкая жизнь, и работа, и армия, и дружба, и утренний рассвет и вечерний закат, и солнце и дождь... Короче, одна каторга душевная. А ведь жизнь прекрасна и изумительна. Почти всё мерим положением, властью, деньгами. При этом даже не осознаём, что если придётся выбирать между скромной жизнью и смертью с бешеной суммой денег, ведь все выберут жизнь. Пусть аскетичный, пусть скромный, но жизнь. Это же счастье быть живым и наслаждаться красотой природы и созданиями человечества. А хорошо жить, здорово жить, с удовольствием жить, это просто мечта любого человека.

Как уже выяснили, то все эти негативно окрашенные моменты, и наша неэффективная реакция и поведение, забирают много жизненных сил и к снижению качества состояния души и тела. Достаточно напомнить, что только при стрессе сразу включается не менее 5 защитных механизмов:
  • Отрицание (формируются в возрасте от 1-3..лет)
  • Вытеснение (формируются в возрасте от 3-5-7лет)
  • Проекция (формируются в возрасте от 7-9 лет) 
  • Интеллектуализация (9-11-12)
  • Замещение (12-13-15) 

И везде тратится энергия, которой в дальнейшем становится НЕДОСТАТОЧНО ДЛЯ ВАЖНЫХ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕЛЕЙ! ХОЧУ, А ЭНЕРГИИ НЕТ... ХОЧУ, А СИЛ НЕТ... ХОЧУ А ВРЕМЯ УЖЕ УШЛО.

Наших сценариев поведенческих реакций меньше десяти. Их мало. И всего 5-6-7-8, которым человек научился в возрасте от 3 до 7 лет.
То есть, если понимать, что делать, где искать и как работать, то вовсе не так и много. Вообще, у средне статического человека, всё укладывается в 3-4 сценария. Но, это другая тема.

Самый распространённый ответ на вопрос: что он хочет больше всего? То ответ, чаще всего, один – счастливым быть хочу, счастья хочу. Все хотят быть счастливыми, а их всё меньше и меньше. Больше только депрессивных людей и антидепрессантов. 

Может быть, те дороги, которые нам указывают на счастье, совсем неверны? Статистика говорит, что наше здоровье зависит от медицины на 5-8%. 
И наше здоровье от образа жизни зависит на 50-65%. Счастье же зависит от нас самих себя на все 100% или почти. Но на 95% уж точно. Истинное счастье не в том сколько дипломов, какая должность, сколько зарабатываешь, сколько квартир, а в ощущении радости, в удовлетворении жизнью, в восхищении этой жизнью!

Ведь, какими бы ни были обстоятельства жизни, мы можем испытывать счастье здесь и сейчас. Ведь жизнь Прекрасна и Замечательна!
Хотя, бывают и сложные времена, и потери, трагедии, бывают разочарования. Но также есть и множество методов, техник как справиться с переживаниями и превратить неудачи в Победы! Существует огромная тесная связь между страданиями, лишениями, бедствиями и Восхождением, Победой!
Жизнь любит тех из людей, кто сам любит Жизнь! Многие из людей живут в постоянной борьбе и в отчаянии. Кто-то в тихом отчаянии, кто-то в жёстком отчаянии. Пора выходить из замкнутого круга неудач, проблем. 

Счастье! Что такое? Гораций отвечает: «Вы пересекаете весь мир в поисках счастья, а оно всегда рядом, на расстоянии вытянутой руки от любого человека». Это длительный процесс, при котором испытываешь длительно положительные эмоции. 
Помните восточную мудрость, которая гласит, что «Буря для кого-то холодная, сырая, опасная. А для кого-то Буря – это Свежесть, Энергия и прекрасное явление природы!».



Так давайте же не терять время, самое драгоценное, невозвратное, чтобы не тратить его на уныние, отчаяние, несчастливость.
Худшие из вопросов, которые мы задаём себе, это «Почему со мной»? «Почему Я такой несчастный»? «За что мне…»? «Почему я не вижу»?

Надо задавать по-другому:
«Какой урок мне хочет дать Жизнь?»
«Какой опыт я вынесу»?
«Слава Богу, я жив и могу дальше…»
«Моя жизнь просто прекрасна!»
«Как говорил один писатель, у которого не было зрения: «Быть слепым – совсем не несчастье. Несчастье заключается в том, что человек не способен смириться со своей слепотой!».

И часто можно увидеть, что Человек с физическими ограничениями может быть счастливым, а другой с полностью «упакованной» жизнью и облачённый властью и богатством жутко несчастный.

Счастье – это великий дар, который дан каждому человеку. Счастье не купить в магазине, не выиграть в лотерею. Счастье создаёт человек сам. Счастье не зависит от обстоятельств. Просто надо знать, что слава, положение, количество денег, богатств ещё совсем не означает, что человек счастлив.

Необходимо просто осознать, что в Природе, в жизни нет случайностей. Всё Мироздание, Вселенная подчиняется определённым фундаментальным законам. Гравитация, магнетизм, волновые колебания – всё подчинено законам.
День, ночь, движение Солнца –восход и заход, листок, раскрывающийся на восходе и опускающий голову цветок на заходе Солнца – всё это законы Природы.

И в завершении. 
Если не работать с эмоциями, с мышлением, с целями, то постепенно и верно появится пониженная сопротивляемость органов и систем,  системы будут не готовы к адекватному ответу на действия внешних или внутренних факторов, что может вызвать повреждение этих же тканей, органов или системы в целом. 

Вспомните. Мы проходили защитные слои человека:
  •  I – Слой Эго (отрицание, неверие, рационализация, обвинение, проекция)
  •  II – Мышечный слой (слой хронического мышечного напряжения) 
  •  III – Эмоциональный слой (гнев, страх, боль, обида, вина…)
  •  IV – Слой Сущность (Сердце, Любовь)

Какая здесь мысль? Что хочу донести до вас?
Слоёв защитных, которые формируются – как минимум 4. И надо понимать, что для улучшения здоровья, для оздоравливающих изменений должны быть восстановлены  более, чем 2  уровня. То есть, на мышечном уровне – увеличение подвижности, координации, контроль над движением.
На психическом – реорганизация склада ума и образа мышления. Хотя бы на этих 2-х уровнях, как минимум. В противном случае изменений не будет.
Для решения этих задач и проводятся семинары. Спасибо! И будьте счастливы!

С уважением Захир Бутаев.
Тел. для консультаций